Профориентация школьников
Цели школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Этапы профориентационной работы в школе
1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов, СПО, организуются экскурсии, дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Профориентационный минимум
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации с 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации в 6-11 классах внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум).
Профминимум - это прежде всего единый набор современных профориентационных практик и инструментов, которые доказали свою эффективность в ходе реализации проекта «Билет в будущее» и востребованность среди детей и педагогов.
В Тульской области в релизацию Профминимума включились 444 образовательные организации, реализующие программы общего образования. Из них 194 учреждения являются участниками федерального проекта «Билет в будущее».
Содержание Профминимума будет реализовано в общеобразовательной организации через один из трех уровней:
Базовый уровень Профминимума включает в себя 3 направления деятельности: урочная деятельность; внеурочная деятельность: курс занятий «Россия - мои горизонты»; взаимодействие с родителями.
Курс «Россия - мои горизонты» будет реализован во всех классах с 6 по 11.
Информация курса поможет ребятам познакомиться с наиболее значимыми для нашего государства отраслями экономики, познакомиться с различными перспективными профессиями и специальностями, пройти профориентационную диагностику и определить для себя наиболее интересные профессиональные сферы и направления обучения. Подробнее о Профминимуме и материалах курса педагоги, школьники и их родители могут познакомиться на платформе проекта «Билет в будущее» в разделе «Профминимум».
На основном уровне к трем указанным направлениям деятельности добавляются «Практико-ориентированный модуль» и «Дополнительное образование».
Осваивая практико-ориентированный модуль ребята смогут посетить предприятия региона, побывать на мастер-классах и профессиональных пробах в техникумах, колледжах и вузах нашего региона. От опытных наставников узнают о важности продукции, выпускаемой предприятиями, познакомятся с представителями разных профессий, попробуют сами выполнить различные профессиональные действия.
Чтобы совместить профессиональные интересы и увлечения ребята смогут выбрать различные кружки профориентационной направленности в Навигаторе дополнительного образования детей на портале.
И наконец, на продвинутом уровне в программе Профминимума появляется направление «Профессиональное обучение», в рамках которого школьники смогут освоить первую профессию в период обучения в школе.
Организует обучение Центр опережающей профессиональной подготовки Тульской области, на сайте которого в разделе «Программы» размещена подробная информация о программах обучения для школьников.
Также с информацией о программах и площадках профессионального обучения школьников вы можете познакомиться в приказе министерства образования Тульской области от 20 марта 2023 года № 522.